Перевозчик под контролем

24 июня 2013

Марьяна Дорож,
ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»


Тахограф представляет собой техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по установке тахографа вытекает из новой редакции ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ).
При этом обязанность возлагается на лиц, эксплуатирующих транспортные средства, независимо от того, является организация или индивидуальный предприниматель собственником транспортного средства или арендует его.
За управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, а также с неработающим или не соответствующим установленным требованиям тахографом, ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 руб. и на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел (полиция) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ).
Ранее (до 1 апреля 2013 года) такая обязанность существовала по установке контрольного устройства только на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок (Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86 «Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ», ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).
На сегодняшний день список автотранспортных средств, подлежащих оснащению контрольным устройством — тахографом, увеличился и поименован в Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее — Приказ № 36).
В этот список вошли транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3.
Исключением из общего перечня транспортных средств, оснащаемых тахографами, являются:
  • транспортные средства категории M2, M3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
  • транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (Приказ Минтранса России от 22.11.2004 № 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2004, регистрационный № 6204)), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 01.07.1970).
Для классификации организацией или индивидуальным предпринимателем транспортного средства по категориям можно руководствоваться приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».
Также Приказом № 36 установлены требования к тахографам, правила эксплуатации, обслуживания и контроля их работы.
В том числе предусмотрено, что использование технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, установленных на транспортные средства до 1 апреля 2013 года, допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных технических средств, но не позднее 1 апреля 2015 года.
Контрольное устройство необходимо не только для получения информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, но также о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. То есть работодатель и должностные лица контрольных органов при помощи тахографа могут контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, предусмотренный ст. 329 ТК РФ.
Часть 2 ст. 11.23 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. за нарушение водителем указанных транспортных средств установленного режима труда и отдыха.
Привлекать к административной ответственности уполномочены должностные лица органов внутренних дел (полиция) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ).
При этом за нарушение режима труда и отдыха, установленного водителю, может быть также привлечен к административной ответственности и сам работодатель при наличии его вины по ст. 5.27 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 31.07.2009 № 18-АД09-8).
Поэтому тахограф является контрольным устройством, необходимым для использования не только водителями, но и их работодателями.