Налоговым органом вынесено постановление о взыскании сумм налога за счет имущества налогоплательщика, которое было направлено для исполнения судебному приставу-исполнителю в нарушение п. 1 ст. 47 НК РФ только через 5 месяцев. Правомерно ли возб

20 февраля 2012

В соответствии со ст. 6 Закона № 229-ФЗ требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебному приставу-исполнителю вменяется обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Несмотря на то, что дебитор должника не является стороной исполнительного производства (ст. 49 Закона № 229-ФЗ), пункт 3 статьи 6 и статья 113 Закона № 229-ФЗ предусматривают привлечение к ответственности виновных лиц, не являющихся участниками исполнительного производства, в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ административную ответственность в виде штрафа влечет нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа.

Исходя из положения п. 1.1 ст. 28.6 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных п. п. 1, 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Законом № 229-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 115 Закона № 229-ФЗ постановление о наложении штрафа выносится судебным приставом-исполнителем без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении.

Данное постановление должно соответствовать требованиям, установленным п. 2 ст. 14 Закона № 229-ФЗ, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства РФ об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

Однако, поскольку особый порядок рассмотрения судебным приставом-исполнителем дел об административных правонарушениях, предусмотренных п. п. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, Законом № 229-ФЗ, не определен, то они должны рассматриваться, с соблюдением требований ст. 25.1 КоАП РФ. То есть дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Постановление о привлечении лица к административной ответственности может быть обжаловано в вышестоящий или судебный органы.

Марьяна Дорож,
ведущий юрисконсульт компании «ТЛС-ПРАВО», 2012