Компания «А» осуществляет деятельность по оказанию услуг по развитию и воспитанию детей с использованием принадлежащего ей комплекса исключительных прав (коммерческое обозначение, секреты производства, ноу-хау). Бренд компании «А» «раскручен», но не защищ

16 февраля 2016

В соответствии с п. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Так же как и товарные знаки, фирменные наименования, коммерческое обозначение является охраняемым законом средством индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ).
Вместе с тем исключительные права на товарный знак, используемый на территории Российской Федерации, подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации (ст. 1479 ГК РФ).
В свою очередь исключительное право на фирменное наименование возникает при государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием. Фирменное наименование должно быть предусмотрено учредительными документами юридического лица и включается в единый государственный реестр юридических лиц при его регистрации
(п. п. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ).
В отличие от товарного знака и фирменного наименования, исключительные права на коммерческое обозначения не подлежат государственной регистра-ции. Согласно п. 1 ст. 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Таким образом, положениями ГК РФ факт возникновения у предприятия исключительного права на коммерческое обозначение связан со следующими обстоятельствами:
  • обозначение должно обладать достаточными признаками, позволяющими отличить его от других коммерческих обозначений (товарных знаков);
  • коммерческое обозначение в связи его использованием правообладателем должно быть известным в пределах определенной территории.
При этом законом защищаются исключительные права лица, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (п. 2 ст. 1539 ГК РФ). Поскольку компания «А» использовала коммерческое обозначение (бренд) для индивидуализации принадлежащего ему предприятия, в связи с чем коммерческое обозначение стало известным в пределах определенной территории, компания «А» является правообладателем данного коммерческого обозначения.
В соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) или договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии предполагает передачу права использовать в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. В обязательном порядке в предоставляемый комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав включается право на товарный знак (знак обслуживания).
Однако, как следует из вопроса, бренд компании «А» не зарегистрирован (не является товарным знаком), соответственно, передача прав на использование коммерческого обозначения на основании договора концессии невозможна, поскольку не выполняются требования, предъявляемые к предмету договора концессии, установленные ст. 1027 ГК РФ. Вместе с тем положения п. 5 ст. 1539 ГК РФ не содержат явно выраженный запрет на передачу прав на коммерческое обозначение на основании других видов договоров, прямо не поименованных в норме.
Исходя из разъяснений Пленума ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»), стороны вправе заключить иной договор о передаче прав на коммерческое обозначение, если это прямо не запрещено законодательством.
Положениями ГК РФ предусмотрена возможность передавать права использования результата интеллектуальной деятельности и/или средства индивидуализации на основании лицензионного соглашения (ст. 1235 ГК РФ). Таким образом, хозяйствующий субъект в сложившейся ситуации вправе осуществлять передачу прав на использование коммерческого обозначения и ноу-хау на основании лицензионного договора.
Лицензионное соглашение должно содержать обязательные условия, предусмотренные п. 6 ст. 1235 ГК РФ, в частности указывать, при оказании каких услуг может быть использовано коммерческое обозначение и каким требованиям (стандартам) должны соответствовать оказываемые услуги.
В противном случае лицензионное соглашение может быть признано недействительным, а также могут быть нарушены права правообладателя коммерческого обозначения и/или пользователей услуг, предполагающих получение услуг под брендом, удовлетворяющим определенным требованиям (качеству).
Поскольку исключительные права на коммерческое обозначение, ноу-хау не подлежат государственной регистрации, лицензионное соглашение о передаче права использования указанного комплекса прав также не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1235, п. 2 ст. 1232 ГК РФ).

Афонина Евгения,
ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»