Не является секретом, что единоличный исполнительный орган — это лицо, получающее в компании самый высокий заработок. В большинстве случаев генеральным директором является один из учредителей или учредитель в единственном лице. Будет ли являться нарушение

29 августа 2011

Возьмем ситуацию, когда руководитель организации является также единственным участником организации.

Статьей 129 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) установлено: заработная плата (оплата труда работников) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Трудовым законодательством определены минимальные требования к размеру заработной платы работников — ст. ст. 133, 133.1 ТК РФ. При этом установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (ст. 132 ТК РФ).

Под дискриминацией в сфере труда (ст. 3 ТК РФ) понимается ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Статья 145 ТК РФ регулирует порядок определения оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров. Данная норма в отношении оплаты труда руководителей коммерческих организаций, их заместителей и главных бухгалтеров устанавливает следующее правило — размер оплаты труда указанных лиц устанавливается соглашением сторон трудового договора.

Таким образом, установление руководителю организации заработной платы в размерах, существенно превышающих заработную плату других работников, при отсутствии признаков дискриминации, установленных ст. 3 ТК РФ, само по себе нарушением трудового законодательства не является, поскольку уровень заработной платы работников зависит от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Относительно налоговых последствий необходимо заметить следующее: нормы ст. 255 НК РФ позволяют включать в расходы любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Под дискриминацией в сфере труда (ст. 3 ТК РФ) понимается ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

К расходам на оплату труда относятся, в том числе:

  • суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (пп. 1 п. 1. ст. 255 НК РФ);
  • начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (пп. 2 п. 1 ст. 255 НК РФ).

Однако установление руководителю организации заработной платы в размере, существенно превышающем уровень заработной платы иных работников, может повлечь следующие негативные последствия:

  • вменение контролирующими органами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, под которой в силу Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета;
  • вменение контролирующими органами отсутствия экономической целесообразности и «злоупотребление правом» (п. п. 1, 2 ст. 10 ГК РФ); данный вывод обусловлен существующей судебной практикой в спорах с Фондом социального страхования об отказе в возмещении расходов на обязательное социальное страхование при существенном изменении заработной платы женщинам, уходящим в отпуск по беременности и родам (например, Постановление ФАС СЗО от 19.10.2010 № А70-15393/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 28.09.2010 № А34-430/2010, Постановление ФАС СЗО от 13.04.2010 № А03-4886/2009);
  • переквалификация произведенных выплат (части выплат) в дивиденды, поскольку генеральный директор является также и единственным участником организации; наступление указанных последствий наиболее вероятно, когда выплаты руководителю
  • носят премиальный или стимулирующий характер.

Указанные риски существенно повышаются, если уровень заработной платы работников организации ниже среднеотраслевых показателей по виду экономической деятельности. Данный вывод следует из Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Распоряжения Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти г. Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций г. Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов», Приказа Управления ФНС России по г. Москве от 22.02.2008 № 96 «Об утверждении новой редакции Приказа Управления ФНС России по г. Москве по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда, обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности организаций».

Кроме того, в силу ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Наталья Михайлова, ведущий юрисконсульт "ТЛС-ПРАВО", 2011