29 августа 2011
Возьмем ситуацию, когда руководитель организации является также единственным участником организации.
Статьей 129 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) установлено: заработная плата (оплата труда работников) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Трудовым законодательством определены минимальные требования к размеру заработной платы работников — ст. ст. 133, 133.1 ТК РФ. При этом установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается (ст. 132 ТК РФ).
Под дискриминацией в сфере труда (ст. 3 ТК РФ) понимается ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статья 145 ТК РФ регулирует порядок определения оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров. Данная норма в отношении оплаты труда руководителей коммерческих организаций, их заместителей и главных бухгалтеров устанавливает следующее правило — размер оплаты труда указанных лиц устанавливается соглашением сторон трудового договора.
Таким образом, установление руководителю организации заработной платы в размерах, существенно превышающих заработную плату других работников, при отсутствии признаков дискриминации, установленных ст. 3 ТК РФ, само по себе нарушением трудового законодательства не является, поскольку уровень заработной платы работников зависит от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Относительно налоговых последствий необходимо заметить следующее: нормы ст. 255 НК РФ позволяют включать в расходы любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Под дискриминацией в сфере труда (ст. 3 ТК РФ) понимается ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. |
К расходам на оплату труда относятся, в том числе:
Однако установление руководителю организации заработной платы в размере, существенно превышающем уровень заработной платы иных работников, может повлечь следующие негативные последствия:
Указанные риски существенно повышаются, если уровень заработной платы работников организации ниже среднеотраслевых показателей по виду экономической деятельности. Данный вывод следует из Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Распоряжения Правительства Москвы от 24.05.2006 № 867-РП «О межведомственной комиссии Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти г. Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций г. Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов», Приказа Управления ФНС России по г. Москве от 22.02.2008 № 96 «Об утверждении новой редакции Приказа Управления ФНС России по г. Москве по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда, обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности организаций».
Кроме того, в силу ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Наталья Михайлова, ведущий юрисконсульт "ТЛС-ПРАВО", 2011