Необходимо ли прописывать в учетной политике критерии сопоставимости займов (кредитов) или достаточно указать выбранный способ расчета процентов для целей налогообложения? >>

01 мая 2011

Согласно ст. 269 НК РФ расходом для целей исчисления налога на прибыль признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, определяется в соответствии с абз. 4 п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

Выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово­хозяйственной деятельности налогоплательщика отражается в учетной политике организации для целей налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Таким образом, в случае определения предельного размера процентов для целей исчисления налога на прибыль с учетом процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях, налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения не только выбранный способ расчета, но и критерии сопоставимости займов (кредитов), таких как валюта займа (кредита), сроки, объем, способы обеспечения. При этом положениями ст. 269 НК РФ налогоплательщику не предоставляется право самостоятельно вводить иные, отличные от перечисленных в вышеуказанной норме, критерии сопоставимости. Кроме того, налогоплательщик не вправе определять сопоставимость условий выдачи (получения) долговых обязательств только по нескольким критериям, выбранным им из четырех вышеприведенных (письмо ФНС России от 19.05.2009 № 3­2­13/74).

Изменение хотя бы одного из критериев сопоставимости долговых обязательств, установленных п. 1 ст. 269 НК РФ (отклонение срока предоставления займа или изменение объемов займа на величину более, чем установленный критерий и т.д.), ведет к признанию долговых обязательств для целей налогообложения несопоставимыми (письма Минфина России от 05.03.2005 № 03­03­01­04/2/35, от 07.06.2006 № 03­06­01­04/130, УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 26­08/38889).

Если в учетной политике организации критерии сопоставимости долговых обязательств не установлены, это означает, что она нормирует проценты исходя из ставки ЦБ РФ. Такая позиция содержится в письме Минфина России от 19.06.2009 № 03­03­06/1/414.

Марьяна Дорож,
ведущий юрисконсульт компании «ТЛС-ПРАВО»