Объект налогообложения НДС по договору на установку и размещение рекламной конструкции

27 мая 2013

Предоставление администрацией муниципального образования права на установку рекламных конструкций на земельном участке муниципального образования и права на заключение договора по результатам аукциона является операцией, облагаемой НДС.
Организация-рекламораспространитель в данном случае не является налоговым агентом по НДС, обязанности по исчислению и уплате налога должна выполнять администрация муниципального образования самостоятельно.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории РФ.
Также в пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ предусмотрен перечень операций, которые не признаются объектом по НДС, к ним относится выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством.
При этом объект налогообложения по НДС возникнет, если органы государственной власти или местного самоуправления реализуют возложенные на них полномочия, не входящие в их исключительную компетенцию, т. е. такие работы, услуги могут быть выполнены (оказаны) как органами государственной власти (местного самоуправления), так и третьими лицами.
Аналогичную позицию занимает ФНС России в Письме от 20.08.2010 № ШС-20-3/1192, а также судебные органы (Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 3332/04, ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2011
№ Ф03-3241/2011, ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 по делу № А13-2753/2007).
Возможность заключения рассматриваемого договора предусмотрена п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Договоры могут заключаться с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Таким образом, оказание органами местного самоуправления владельцам рекламных конструкций услуг в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, исключительным полномочием органов местного самоуправления в этой сфере деятельности не является.
Неприменимы к рассматриваемому договору и положения пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому платежи за пользование природными ресурсами (земельными участками) не подлежат налогообложению.
Указанная норма применима к договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, арендная плата по которым является платежом за право пользования указанным земельным участком.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке должен квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг, и к нему неприменимы положения, касающиеся договора аренды имущества, поскольку имущество (земельные участки, здания, иное недвижимое имущество) не предоставляется в пользование рекламораспространителю.
Такой вывод подтверждается позицией арбитражных судов (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011
№ 15248/10 по делу № А12-6151/2009; Определение ВАС РФ от 25.07.2011 № ВАС-8890/11 по делу № А54-4187/2010-С6; Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2012 по делу №А75-8118/2010; от 23.05.2011 по делу № А75-6019/2010; ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2010 по делу № А43-12966/2009) и официальными разъяснениями Минфина России, изложенным в Письме от 07.05.2008 № 03-07-11/178.
Поскольку заключенный между обществом и администрацией муниципального образования договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности не является арендным, к такому договору неприменим п. 3 ст. 161 НК РФ, поэтому общество не должно исполнять функции налогового агента.
В связи с изложенным при оказании таких услуг администрация муниципального образования должна осуществлять исчисление и уплату НДС в общем порядке, установленном для налогоплательщиков НДС. Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России от 07.05.2008 № 03-07-11/178, от 30.07.2009 № 03-07-11/189.