Совершая покупки, Сидорова Н.Е. в заставленном проходе случайно задела торговой тележкой товар, вследствие чего он был испорчен. Правомерны ли требования администратора оплатить весь поврежденный товар?

Закон «О защите прав потребителей» данный вопрос не регулирует, поэтому обратимся к гражданскому законодательству.

Во-первых, согласно ст.211 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом, в соответствии со ст.459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

На момент повреждения товара Сидорова Н.Е. не являлась его собственником: между ней и продавцом не было совершено сделки розничной купли-продажи, которая считается заключенной в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст.493 ГК РФ).

Во-вторых, согласно п.6 Постановления № 55, продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими, в соответствии с требованиями стандартов, сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора товаров покупателями. Иными словами, в обязанности продавца входит создание в месте продажи товара надлежащих условий для его хранения и безопасности. Следовательно, загроможденный проход является несоблюдением установленных правил, что и привело к повреждению товара. Аналогичное мнение выражено в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2007 № 17 АП-3653/07-АК.

Таким образом, порча произошла по вине продавца и покупатель не несет ответственности за поврежденный товар.

Из анализа приведенных норм следует, что в данной ситуации администратор не вправе требовать от Сидоровой Н.Е. оплаты испорченного товара.

Просветова Елена, старший юрисконсульт "ТЛС-ПРАВО", 2009