Организация оплатила фиксированные платежи по НДФЛ за своих работников – иностранцев. При представлении документов в УФМС последние отказали в продлении патента на том основании, что обязанность не исполнена работниками лично. Правомерен ли в данном случа

29 сентября 2015

Ответ: Если организация была уполномочена, надлежащим образом в соответствии с положениями ст. 185.1 ГК РФ, п.3 ст.29 НК РФ своими работниками-иностранцами на совершение действий по оплате фиксированных платежей по НДФЛ, предусмотренных ст.227.1 НК РФ, уплата налога произведена из средств налогоплательщика (работника-иностранца), а также, платежный документ (по каждому из работников) содержал все необходимые реквизиты налогоплательщика (работника-иностранца), налогового органа - получателя платежа, наименование платежа, КБК и иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать как налогоплательщика, так и произведенный им платеж, тогда обязанность по уплате фиксированных платежей по НДФЛ считается выполненной надлежащим образом и УФМС не может отказать в продлении патента на этом основании. Однако, не исключено, что отстаивать указанную позицию придется в суде.

В том же случае, если оплата фиксированных платежей по НДФЛ за работников-иностранцев произведена организацией от своего имени либо при отсутствии надлежаще оформленных полномочий либо при невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, то обязанность по уплате налога считается не исполненной и действия УФМС правомерны, поскольку положения ст. 13.3 Закона №115-ФЗ, ст. ст. 26, 29, 45, 227.1 НК РФ не соблюдены.

При этом организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Обоснование: В соответствии с положениями ст. 227.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента, выданного в соответствии Законом №115-ФЗ, следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:

1) иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Следовательно, уплата НДФЛ указанными категориями лиц производится самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет ( ст. 45 НК РФ).

При этом нормы ст. 45 НК РФ не препятствуют участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. При этом представитель должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона и учредительных документов, либо на основании доверенности, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.26 НК РФ).

Абзацем 2 п. 3 ст. 29 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ (Определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О), представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств (Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 № 41-О).

Таким образом, в том случае, если организация была уполномочена, надлежащим образом в соответствии с положениями ст. 185.1 ГК РФ, п.3 ст.29 НК РФ своими работниками-иностранцами на совершение действий по оплате фиксированных платежей по НДФЛ, предусмотренных ст.227.1 НК РФ, при этом было соблюдено обязательное условие по уплате налога уполномоченным представителем не из собственных средств, а из средств налогоплательщика (работника-иностранца), а также, платежный документ содержал все необходимые реквизиты налогоплательщика (работника-иностранца), налогового органа - получателя платежа, наименование платежа, КБК и иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать как налогоплательщика, так и произведенный им платеж, тогда обязанность по уплате фиксированных платежей по НДФЛ считается выполненной надлежащим образом и УФМС не может отказать в продлении патента на этом основании. Однако, не исключено, что отстаивать указанную позицию придется в суде.

В том же случае, если оплата фиксированных платежей по НДФЛ за работников-иностранцев произведена организацией от своего имени либо при отсутствии надлежаще оформленных полномочий либо при невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога (например, уплата единым платежом), то обязанность по уплате налога считается не исполненной и действия УФМС правомерны, поскольку положения ст. 13.3 Закона №115-ФЗ, ст. ст. 26, 29, 45, 227.1 НК РФ не соблюдены.

При этом организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Анастасия Пискунова
ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»