Особенности деятельности банковского платежного агента

19 февраля 2013

Указанный выше Закон № 161-ФЗ регулирует деятельность множества участников платежных систем, в том числе банковских платежных агентов и субагентов.

Исходя из п. 2 ст. 3 и ст. 11 Закона № 161-ФЗ оператором по переводу денежных средств может быть кредитная организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств, т. е. имеющая лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента в целях осуществления деятельности, указанной в п. 1 ст. 14 Закона № 161-ФЗ.

Банковским платежным агентом, согласно п. 4 ст. 3 Закона № 161-ФЗ, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией, имеющей банковскую лицензию, в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом № 161-ФЗ.

Соответственно, банковский платежный субагент — это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом для осуществления деятельности, предусмотренной п. 5 ст. 3 Закона № 161-ФЗ.

Порядок и условия привлечения банковских платежных агентов и субагентов установлены в ст. 14 Закона № 161-ФЗ. Так, пунктом 2 указанной статьи регламентировано право банковского платежного агента на привлечение банковского платежного субагента только в случаях, предусмотренных договором, и приусловии, что банковский платежный агент является юридическим лицом.

То есть данная норма, указывая на право банковских платежных агентов юридических лиц привлекать банковских платежных субагентов, не регулирует и не указывает на наличие аналогичных правомочий у банковских платежных агентов — индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, с учетом административного характера регулируемых Законом № 161-ФЗ отношений, банковский платежный агент — индивидуальный предприниматель не вправе привлекать банковских платежных субагентов.

Тем не менее на практике кредитные организации чаще всего не препятствуют банковским платежным агентам — индивидуальным предпринимателям привлекать субагентов, руководствуясь, предположительно, следующим:

  • Закон № 161-ФЗ не устанавливает прямого запрета на привлечение банковскими платежными агентами — индивидуальными предпринимателями банковских платежных субагентов, как, например, в случае установления такого запрета на привлечение субагентами третьих лиц (пп. 3 п. 4 ст. 14 Закона № 161-ФЗ);
  • за факт привлечения банковским платежным агентом — индивидуальным предпринимателем субагента административная ответственность не предусмотрена; последствием несоблюдения банковским платежным агентом условий его привлечения является односторонний отказ оператора по переводу денежных средств от исполнения договора с таким банковским платежным агентом (п. 21 ст. 14 Закона № 161-ФЗ);
  • отсутствие нормативного запрета со стороны регулятора — Банка России на привлечение банковского платежного субагента в рассматриваемом случае.

При этом должны соблюдаться иные требования, установленные ст. 14 Закона № 161-ФЗ.

Изложенное свидетельствует, что правомерность привлечения банковского платежного субагента индивидуальным предпринимателем — банковским платежным агентом является спорной ввиду отсутствия в Законе № 161-ФЗ однозначно урегулированного порядка привлечения субагента, а также прямого запрета на его привлечение банковским платежным агентом — индивидуальным предпринимателем.

Марьяна Дорож,
ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»