Физическое лицо предоставило свои персональные данные в целях исполнения договора, стороной которого оно является >>

02 июля 2012

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ) обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи также допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.

Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных без согласия субъекта допускается в целях исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Исходя из положений ст. 6 Закона № 152-ФЗ, получение согласия субъекта на обработку персональных данных не требуется, если это непосредственно связано с исполнением и/или заключением договора.

Последующее использование персональных данных в маркетинговых целях никак не связано с исполнением договора, стороной или выгодоприобретателем которого является физическое лицо.

Таким образом, оператору персональных данных требуется получение согласия на использование данных в целях продвижения своих товаров.

При нарушении указанного требования оператор персональных данных подлежит привлечению к ответственности на основании ст. 13.11 КоАП РФ.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи без согласия абонента или адресата на получение рекламы установлен также ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с чем нарушение указанного запрета может повлечь применение административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ,за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Евгения Афонина, ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»