Рекламораспространитель — налоговый агент?

27 мая 2013

В силу положений ст. 45 НК РФ налого-плательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В исключительных случаях обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в соответствии с требованиями НК РФ, могут быть возложены на налоговых агентов.
Перечень операций, при осуществлении которых, обязанности по исчислению и уплате НДС возлагаются на налоговых агентов, поименован в ст. 161 НК РФ.
Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ организации обязаны выступать в качестве налоговых агентов, в том числе, в следующих случаях:
  • при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;
  • при реализации (передаче) на территории РФ государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
В силу требований п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке квалифицируется договор возмездного оказания услуг и к нему неприменимы положения, касающиеся договора аренды имущества, поскольку имущество (земельные участки, здания, иное недвижимое имущество) не предоставляется в пользование рекламораспространителю.
Заключенный между обществом и администрацией муниципального образования договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности не является арендным, к такому договору неприменим п. 3 ст. 161 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Следовательно, договором стороны могут определять взаимные права и обязанности только в сфере гражданско-правовых отношений и не могут устанавливать или передавать публичные обязанности, в том числе по уплате налогов.
Нормы налогового законодательства являются императивными и не подлежат изменению соглашением сторон.
Условие договора об установлении обязанности организации-рекламораспространителя исчислить и уплатить НДС в бюджет самостоятельно (в том числе в качестве налогового агента) является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ,
поскольку противоречит императивным требованиям налогового законодательства.
На невозможность изменения положений налогового законодательства и возложение обязанности по уплате налога на третьих лиц неоднократно указывал Конституционный Суд РФ и арбитражные суды при рассмотрении споров
(Определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу № А54-4092/2010С12, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по делу
№ А33-9806/2011; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 № 06АП-3934/2010 по
делу № А73-4757/2010).
Таким образом, обязанность по уплате НДС в рассматриваемом случае должна быть выполнена органами местного самоуправления самостоятельно и не может быть делегирована рекламораспространителю.
У рекламораспространителя в рассматриваемом случае не возникает налоговых обязательств по НДС ни в качестве налогоплательщика, ни в качестве налогового агента.