Российская аффинажная организация планирует осуществить ввоз сырья, содержащего драгоценные металлы, с территории Кыргызской Республики. По какой ставке налога на добавленную стоимость облагается данная операция?

28 марта 2016

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Налогового кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Российская Федерация и Кыргызская Республика являются сторонами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), учрежденного Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

В соответствии с п. 4 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в Астане 29.05.2014 года, при импорте товаров на территорию одного государства-члена Евразийского союза с территории другого государства-члена Евразийского союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. При этом косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена, в частности, товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию (пп. 1 п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Кроме того, ст. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) устанавливает, что суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена Евразийского союза с территории другого государства-члена, исчисляются по тем налоговым ставкам, которые установлены законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

При этом, согласно п.5 ст. 72 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары на внутреннем рынке.

Пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость.

Поскольку реализация на территории Российской Федерации сырья, содержащего драгоценные металлы, для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость, то применение ставки НДС 18% при импорте аналогичного сырья с территории Кыргызской Республики противоречит принципам международных договоров и ставит участников Евразийского экономического союза в неравные условия.

Аналогичную позицию по данному вопросу высказал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 28 декабря 2015 года № 309-КГ15-11310, рассматривая спор об обоснованности доначисления налоговым органом налога на добавленную стоимость по ставке 18% в отношении операции по ввозу российской организацией лома и отходов черных металлов с территории Республики Казахстан.

Помимо этого, Верховный Суд Российской Федерации отметил, что применение к данной операции ставки НДС в размере 18% противоречит закрепленному в ст. 3 НК РФ основополагающему принципу законодательства о налогах и сборах о запрете на установление дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, при импорте товаров с территории стран-участниц Евразийского экономического союза необходимо учитывать не только положения ст. 150 НК РФ, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и ст. 149 НК РФ, регулирующую порядок налогообложения на внутреннем рынке.

Необходимо отметить, что Минфин России придерживается противоположной точки зрения по данному вопросу. Так, в Письме от 19 марта 2015 года № 03-07-13/1/14936 финансовое ведомство со ссылкой на закрытый перечень товаров, освобождаемых от обложения НДС на основании ст. 150 НК РФ, пришло к выводу о необходимости применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 18%.

Однако указанная позиция Минфина России сформирована до выхода Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 309-КГ15-11310. Впоследствии она может претерпеть изменения.

Кроме того, Минфин неоднократно указывал на необходимость руководствоваться информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с судебными актами (Письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571; Письмо Минфина России от 25.12.2015 № 03-04-05/76160).

Таким образом, операция по ввозу российской организацией, осуществляющей аффинаж драгоценных металлов, сырья, содержащего драгоценные металлы, с территории Кыргызской Республики обложению налогом на добавленную стоимость не подлежит.

Зубенко Дарья
ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»