Сроки предъявления претензий по международному контракту

15 декабря 2014

Продавец по международному контракту обязан поставить товар, соответствующий условиям договора по количеству, качеству и описанию, а также затарированный и упакованный так, как это требуется по договору (п. 1 ст. 35 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в г. Вене 11.04.1980 (далее — Конвенция).
За исключением случаев, когда стороны договорились об ином, товар не соответствует договору, если он не обладает качествами товара, представленного продавцом покупателю в качестве образца или модели (пп. «с» п. 2 ст. 35 Конвенции).
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов Инкотермс 2010 при осуществлении договора международной купли-продажи товаров на условиях поставки FCA (франко-перевозчик) поставка считается выполненной, если товар предоставлен в распоряжение перевозчика. Применительно к рассматриваемой ситуации датой поставки является 30 апреля.
Однако в соответствии с нормами
Конвенции продавец несет ответственность по договору за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее (п. 1 ст. 36 Конвенции).
При этом Конвенцией на покупателя возложена обязанность по осмотру товара или обеспечению такого осмотра в короткий срок, который практически возможен при данных обстоятельствах (п. 1 ст. 38 Конвенции). Если договором предусматривается перевозка товара, осмотр может быть отложен до прибытия товара в место его назначения (п. 2 ст. 38 Конвенции).
Если товар не соответствует договору, покупатель может потребовать замены товара только в том случае, когда это несоответствие составляет существенное нарушение договора и требование о замене товара заявлено либо одновременно с извещением, данным в соответствии со ст. 39 Конвенции, либо в разумный срок после него (п. 2 ст. 46 Конвенции).
В соответствии с п. 1 ст. 39 Конвенции покупатель обязан направить продавцу извещение, содержащее данные о характере несоответствия, в разумный срок после того, как это несоответствие было или должно было быть обнаружено покупателем.
В противном случае покупатель утрачивает право ссылаться на несоответствие товара условиям контракта.
Таким образом, возможность осмотреть товар возникла у покупателя в момент получения его от перевозчика. Руководствуясь положениями Конвенции, а также условиями заключенного контракта, разумным сроком в данной ситуации, по нашему мнению, будет тридцатидневный срок с даты получения товара покупателем от перевозчика, т. е. с 19 мая.
В связи с этим последним днем для предъявления продавцу извещения о несоответствии поставленного товара условиям контракта является 18 июня. Поскольку в силу вышеуказанных норм Конвенции направление извещения, содержащего данные о характере несоответствия товара, является обязанностью покупателя, то во избежание споров с продавцом требование о замене фактически поставленного товара на товар надлежащего качества покупателю целесообразно предъявить одновременно с извещением.

Анна Шорина,
ведущий юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»