Обязана ли миграционная служба уведомлять юридическое лицо о проведении внеплановой проверки организации?

В полномочия подразделения системы ФМС России входит контроль и надзор за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями в РФ иностранных работников и использования их труда – ст.ст.30, 32 Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.12 Закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Указ Президента РФ № 928 от 19.07.2004 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

В соответствии с п.4 ст.1 и п.5 ст.27 Закона № 294-ФЗ, до 1 января 2011 года положения Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ, в том числе контроля и надзора в сфере миграции.

Так как процедура уведомления организации о начале проведения выездной проверки не относится к виду, предмету, основанию и срокам проверки, следовательно, процедура предварительного уведомления о начале проведения выездной проверки подразделениями системы ФМС России должна производиться в рамках, установленных Законом № 294-ФЗ.

Из п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ также следует, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся в том числе уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Федеральные законы, определяющие правовое положение иностранных граждан в РФ и регулирующие отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти или местного самоуправления, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, не раскрывают порядок проведения проверок органами ФМС России.

Приказ МВД России № 338, ФМС России № 97 от 30.04.2009 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда» устанавливает порядок и сроки проведения должностными лицами ФМС России и органами внутренних дел России (далее МВД России) выездных проверок.

Однако указанный Приказ не предусматривает предварительного уведомления о начале выездной проверки юридического лица и, более того, не является федеральным законом, как того требует п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ. Следовательно, необходимо руководствоваться нормами Закона № 294-ФЗ.

Исходя из ст.ст.9-10 Закона № 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) осуществляется в форме плановой или внеплановой проверки. Указанные проверки подразделяются на документарную и выездную проверку (п.11 ст.9, п.4 ст.10, ст.ст.11-12 Закона № 294-ФЗ).

Согласно п.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не направляется в случаях проверки на предмет соблюдения требований ст.11 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в случае поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  2. причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  3. нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Таким образом, миграционная служба обязана уведомить организацию о начале проведения внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением случаев, установленных п.п.16, 17 ст.10 Закона № 294-ФЗ.

Дорож Марьяна, ведущий юрисконсульт "ТЛС-ПРАВО", 2010