Необходимо ли судебному приставу-исполнителю получить разрешение военного комиссариата на обращение взыскания на транспортное средство организации-должника (арест, принудительная реализация), относящееся к мобилизационному резерву? >>

01 декабря 2011

В соответствии с п. 4 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.

Исключением из данного правила является то имущество, которое изъято из оборота, а также имущество, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

Судебная практика по вопросу обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения сложилась противоречивая.

Так, выводы судов ФАС Центрального округа (Постановление от 12.03.2004 № А64-2868/03-5) и ФАС Восточно-Сибирского округа (Постановление от 17.06.2008 № А19-13588/07-39-Ф02-2505/08 по делу А19-13588/07-39) основаны на отсутствии в Законе № 229-ФЗ прямого запрета на обращение взыскания на имущество мобилизационного назначения, т. к. данное имущество не изъято из оборота и не является имуществом, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Однако существует и другая точка зрения. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ) в целях обороны для собственников транспортных средств устанавливается военно-транспортная обязанность, в рамках которой юридическое лицо, приобретая транспортное средство в собственность, обязано поставить его на учет в военном комиссариате (п. 23.1 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», Указ Президента РФ от 02.10.1998 № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», Приказ Минобороны России от 31.12.1999 № 628 «Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции по учету в Вооруженных Силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций»).

Исходя из смысла перечисленных нормативных актов, а также Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», Федерального закона от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», содержащих нормы о правовом положении имущества, связанного с мобилизационными мероприятиями, данное имущество является изъятым из оборота, но при этом имеет особый статус, поэтому не может быть арестовано и принудительно реализовано без решения соответствующих компетентных государственных органов.

Учитывая вышеизложенное, обращение взыскания на транспортное средство, относящееся к мобилизационному резерву, может быть осуществлено судебным приставом-исполнителем при наличии согласия военного комиссариата.

Данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2001 № СП-150/313-99-2000, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2007 № Ф03-А73/07-1/2686, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.06.2007 № А60-6051/2007-С6.

Дорож Марьяна,
ведущий юрисконсульт "ТЛС-ПРАВО", 2011