До внесения изменений в законодательство, оспаривание ненормативных актов федеральных органов власти должно осуществляться в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных правовых актов

10 апреля 2015

Как уже неоднократно отмечал КС РФ в своих решениях, российское законодательство не препятствует судебному оспариванию актов федерального органа исполнительной власти, если они позволяют налоговым органам предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел суды не должны ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит и кому адресован оспариваемый акт и т.д., а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков.

В основе допустимости проверки акта ФНС, прежде всего, должно лежать наличие у этого акта нормативных свойств.

Конституционный Суд РФ предписал законодателю уточнить порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов государственной власти, которые не являются нормативными правовыми документами, но обладают нормативными свойствами.

Конституционный Суд РФ признал положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ» не соответствующим Конституции РФ.

До установления надлежащего правового регулирования заинтересованным лицам не может быть отказано в принятии заявлений о судебном оспаривании обладающих нормативными свойствами актов ФНС. Рассмотрение соответствующих дел должно осуществляться в процедуре оспаривания нормативных правовых актов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П