Сентябрь 2011 Обзор судебной практики

01 сентября 2011

ВАС РФ признал недействующими показатель налоговой декларации по УСН и правила его определения

Показатель строки 280 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и абз. 1 пункта 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 22.06.2009 № 58н, признаны недействующими как не соответствующие абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ в той части их содержания, в которой не предусматривается право налогоплательщиков уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени.

Решение ВАС РФ от 17.05.2011 № ВАС-3440/11

Доверенность на получение ТМЦ может быть выдана лицу, не являющемуся работником организации

Абзац 2 п. 1 Инструкции Минфина России от 14.01.1967 № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», устанавливающий запрет на выдачу доверенности на получение товарно-материальных ценностей лицам, не работающим в данном предприятии, признан недействующим как не соответствующий гл. 10 ГК РФ.

Решение Верховного Суда РФ от 06.06.2011 № ГКПИ11-617

Досудебный порядок обжалования соблюден независимо от того, что в суде налогоплательщик заявил доводы, не приведенные им в апелляционной жалобе

Инспекция в отношении индивидуального предпринимателя провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов. По результатам проверки инспекцией принято решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС, НДФЛ и ЕСН, а также о доначислении указанных налогов и начислении соответствующих сумм пеней и штрафов.

Индивидуальный предприниматель, не согласившись с решением инспекции, обратился в управление с апелляционной жалобой, в которой содержалась просьба отменить указанное решение полностью, но доводы, опровергающие выводы инспекции, приведены были лишь в части начисления пеней по НДФЛ, НДС, в части предложения уплатить НДС и соответствующие суммы пеней и штрафа. Жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения. Он обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения инспекции в полном объеме.

Решением арбитражного суда требование предпринимателя удовлетворено частично: решение инспекции признано недействительным в части начисления пеней по НДФЛ, начисления НДС и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В остальной части заявление предпринимателя оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора.

В связи с этим оставляя заявление предпринимателя в части без рассмотрения, суды сочли, что предпринимателем была подана апелляционная жалоба в управление на решение инспекции только в части начисления пеней по НДФЛ, начисления НДС и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В суде же предприниматель выразил несогласие с теми эпизодами решения инспекции, которые не были оспорены ею в управлении.

ВАС РФ указал, что в апелляционной жалобе предпринимателя содержалась просьба об отмене решения инспекции полностью. При этом то обстоятельство, что доводы, опровергающие выводы инспекции, приведены лишь в части, не свидетельствует о намерении предпринимателя обжаловать решение частично.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16240/10 по делу № А75-7261/2009

Досудебное обжалование решения об отказе в возмещении НДС обязательно

В соответствии со ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в порядке ст. 100 НК РФ.

Согласно со ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган одновременно с этим решением, согласно п. 3 ст. 176 НК РФ, принимает также решение, устанавливающее размер суммы налога, необоснованно заявленной налогоплательщиком к возмещению, — решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной суммы налога и решение о частичном возмещении соответствующей суммы.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности в соответствии с п. 5 ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.

Указанными нормами НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В силу этого решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 № 18421/10 по делу № А64-1616/2010

В целях определения суммы налоговых вычетов расчетный метод не применяется

Статьей 166 НК РФ установлен порядок исчисления НДС исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 154—159 и ст. 162 НК РФ, то есть налоговой базы, возникающей у налогоплательщика в результате реализации им товаров (работ, услуг) и не зависящей от налоговых вычетов, право на применение которых налогоплательщик имеет согласно ст. ст. 171, 172 НК РФ.

В п. 7 ст. 166 НК РФ предусмотрена возможность исчисления расчетным путем НДС, причитающегося к уплате по операциям, подлежащим налогообложению у налогоплательщика. Поскольку сумма налоговых вычетов не влияет на определение налоговой базы по указанному налогу, положение п. 7 ст. 166 НК РФ в отношении налоговых вычетов не применимо.

Вместе с тем пунктом 1 ст. 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике. При этом исключена возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода.

Постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 № 14473/10 по делу № А03-12754/2009

Нина Скляр, юрисконсульт "ТЛС-ПРАВО", 2011