Госзаказчик может взыскать с поставщика штраф, если недостатки товара выявили после приемки

24 ноября 2021

Заказчик принял и оплатил товар по контракту. Ревизоры выявили, что часть продукции не отвечает его условиям. Заказчик потребовал от поставщика уплатить штраф, но он этого не сделал.

Суд поддержал заказчика. Апелляция с этим не согласилась:

  • товар приняли без замечаний к качеству, о недостатках своевременно не заявили;
  • нет данных о том, что проводили экспертизу продукции и ее результаты направляли поставщику;
  • обеспечение контракта вернули;
  • ревизию провели спустя 5 месяцев после окончания срока действия контракта. При ее оформлении поставщик не присутствовал. Неясно, какой именно товар проверяли.

Кассация сочла, что основания для штрафа есть:

  • несоответствие товара условиям контракта доказали. Первая инстанция не устанавливала обстоятельств поставки некачественной продукции;
  • поставщик не отрицал, что представил ненадлежащую продукцию;
  • нарушение порядка приемки не означает, что товар соответствует контракту, и не исключает право предъявить претензию к его недостаткам. Оно лишь может затруднить доказывание факта поставки ненадлежащей продукции;
  • заказчик вправе предъявить претензию даже по окончании срока действия контракта. Он сделал это в разумный срок.

Отметим, не все суды при сходных обстоятельствах согласны с позицией кассации. Например, оснований для штрафа не нашли ВС РФ, АС Волго-Вятского округа.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.11.2021 по делу N А03-18435/2020